Удаленный мониторинг VPS
13:34, 08.07.2021
Зачем нужно мониторить сервер?
Ошибочно думать, будто бы проблема с сервером и соответственно сайтом видна сразу при ее появлении. Во-первых, ситуация не всегда очевидная. К примеру, все может работать, ответы сервера корректны, но скорость низкая, и сайт незаметно, но стабильно теряет посетителей. Причем причина замедления может скрываться в ОС, веб-сервере, приложениях и т.д. А во-вторых, и это важнее, нельзя ожидать проблему – лучше выявлять ее и исправлять при первых же «симптомах»! Потому мониторинг серверов – не просто проверка их на работоспособность. Это более сложный процесс, для которого собираются данные разного типа и проводится их анализ.
Какие процессы стоит проверять?
Отслеживать можно великое множество параметров сервера – хоть скорость вращения вентиляторов. Но в реальности большинству пользователей требуется относительно небольшой перечень характеристик:
- Ресурсы. Владельцу сервера необходимо знать, какие процессы запущены и их состояние – это позволяет быстро выявлять, кто чрезмерно загружает процессор. Важно, чтобы нагрузка на CPU была не только в виде данных в настоящий момент, но и как статистика за некий период в прошлом. Так вы сможете точнее определять закономерности в системе.
- Трафик. Анализировать его можно по многим параметрам: какие объемы на вход и выход, через какие порты, какие приложения потребляют его, от каких IP-адресов идут запросы и т.д. Такой удаленный мониторинг серверов дает возможность, кроме прочего, быстро опознавать массированные атаки хакеров (читайте нашу статью о видах DDoS-атак и защите от них).
- Жесткий диск. Если говорить о «железе», то при «virtual dedicated server» отслеживать его «реальные» параметры должен, конечно же, провайдер. А пользователю важно знать, сколько места осталось из зарезервированного тарифом. А еще удобнее видеть цифры по директориям и поддиректориям, чтобы понимать, где именно идет основной прирост по хранилищу.
- Оперативная память. Данный пункт в определенной мере перекликается с ресурсами центрального процессора. Здесь тоже важно разделять, какой сервис сколько съедает оперативки. Хотя только этим подобный вопрос не ограничен. Допустим, надо знать размер файла подкачки и выделенные под кэш и буфер объемы – чтобы понимать реальные возможности.
Эти четыре параметра – универсальные для мониторинга VPS. Но в зависимости от особенностей конкретного проекта следует подбирать индивидуальный набор анализируемых характеристик – вплоть до работы веб-сервера на Apache или Nginx, базы данных MySQL либо другой, приложений Java и многого другого.
Как проводить мониторинг?
При большом желании выполнять это можно, конечно, вручную, но такой процесс сложно назвать эффективным – благо что сегодня хватает средств автоматизации. Все они делятся на две группы:
- Утилиты. Это узкоспециализированные программы – они «смотрят» лишь за неким отдельным параметром сервера. Среди популярных инструментов этого типа для той же Linux упомянем netstat (сеть), du (жесткий диск), htop (ресурсы) или atop (детально читайте тут). К их плюсам относятся простота использования и то, что часто они уже включены в сборку ОС. А к минусам – невозможность охвата картины в целом и ряд ограничений в функциях.
- Сервисы. Эти программы выполняют комплексный мониторинг серверов в режиме 24/7 и иногда даже предоставляют средства администрирования. Система ставится на сам сервер или через агент (это лучше: программа не отключается с сервером и не ест его ресурсы). Но разобраться в системах может быть сложно, а сами они – не всегда бесплатные. Среди известных отметим Zabbix, SolarWinds Server and Application Monitor или Nagios.
Какую систему использовать?
Выбрать утилиту или сервис все-таки несколько проще, чем выбрать VPS, хотя вы все равно должны оценить определенный список моментов. Наиболее значимые среди них следующие:
- Операционная система. Фактически каждый из описанных инструментов предназначен для сервера на строго определенной ОС. Причем порой речь идет не просто о Unix или Windows, а о той или иной версии – Ubuntu или, к примеру, Windows Server 2016. Хотя есть и универсальные службы.
- Функциональность. Как вы уже поняли, удаленный мониторинг серверов может быть очень разнообразным. Однако если вам важна буквально пара параметров, вряд ли целесообразен сервис с сотнями метрик, логами и т.п. – и наоборот. Потому стоит объективно определить свои задачи.
- Интерфейс. Меню системы должно быть не просто понятным и доступным пользователям. Еще важны наглядность, когда сервис визуально выделяет потенциально проблемные и критичные места, что ускорит оценку ситуации на сервере, а также гибко конфигурируемые оповещения разного типа.
Как настроить мониторинг?
Советов по поводу вопроса из подзаголовка, как и в случае с настройкой VPS, на форумах тысячи. Хотя многие из них уникальны, а применимых для большинства проектов не так уж и много. Мы можем выделить топ-5 лучших таких рекомендаций:
- Настраивайте все-все параметры. Определите и задайте системе, что будет включать мониторинг VPS: какие характеристики, с каким интервалом и в какой период, а также какие показания для каждого параметра являются критическими. Это может казаться сложным, но многие сервисы предлагают готовые пакеты шаблонов и заготовки отчетов – с ними стартовать легче.
- Не упрощайте. При создании метрик отслеживания стоит просчитывать их до мельчайших подробностей, представляя те или иные сценарии. Если вы попробуете упростить их, велик риск, что часть проблем пройдет мимо вас. Например, метрика на базе усредненных величин может не реагировать на весьма большую долю случаев, выходящих за «среднее арифметическое».
- Продумывайте уведомления. Надо делить их на сообщения об успешной проверке, предупреждения о возможном риске и критические уведомления об аварии. Определите оптимальные каналы: e-mail, мессенджеры, SMS. А некоторые сервисы позволяют распределять такие рассылки по конкретным пользователям, ответственным за ту или иную сферу работы сервера.
- Постоянно улучшайте. Не стойте на месте – а анализируйте, как можно доработать мониторинг сервера. Например, после ошибок изучайте логи, чтобы понять, в чем была истинная причина. Или дополняйте уведомления четкими инструкциями с описанием последствий и возможными сценариями их предотвращения – чтобы получатель понимал, как лучше действовать.
- Бойтесь тишины. Длительное отсутствие сообщений службы об ошибках не должно успокаивать. Весьма вероятно, что это вызвано… проблемами в самих метриках, их настройках или подключении каких-нибудь сервисов. А потому система просто «не видит», что что-то не в порядке. Потому в таком случае рекомендуется еще раз все детально перепроверить.
Как видите, задача удаленного мониторинга сервера – сложная, многогранная, но вполне решаемая. Главное: быть уверенным в надежности и стабильности самого оборудования. А потому стоит доверять свой проект только проверенным хостинг-компаниям – таким, как HostZealot. Наша аренда VPS-серверов порадует и ценой, и качеством, и грамотной круглосуточной техподдержкой, которая поможет вам с решением любых обнаруженных при мониторинге проблем!