Абсолютная глобализация: как подводные интернет-кабели объединили планету
09:53, 09.01.2023
Хотя глобальная спутниковая система Starlink, которая обеспечивает пользователей высокоскоростным интернетом, сейчас во всех заголовках, статистика остаётся категоричной — 95% мировой сети приходится на оптоволоконный кабель. Провода, образующие «всемирную паутину» и соединяют регионы на разных континентах, проходят по морскому и океаническому дну.
До конца 2021 года большая доля сетей оптоволоконных кабелей была под контролем стран, и фирм, предоставляющих услуги телекоммуникации. Теперь, согласно данным The Wall Street Journal, четвёрка мировых IT-компаний — Microsoft, Google, Meta, и Amazon являются главными потребителями оптоволоконных мощностей. Они владеют долей в 65%.
И этот факт вызывает легкую обеспокоенность у экспертов отрасли. Причина в том, что основные «игроки» в сегменте интернет-услуг могут завладеть инфраструктурой, чтобы обеспечить свои поставки.
Журналисты WSJ проводят параллель — к чему может привести ситуация, когда Amazon владеет всеми дорогами, по которым доставляет посылки? То есть, скорость трафика будет существенно снижена для обычных пользователей, в то время как четыре компании получают максимальный приоритет с минимальными задержками.
И хотя опасение специалистов вполне справедливо, на деле обычные юзеры оказались в плюсе. Появление крупных игроков IT-сегмента уменьшило цену на услуги доступа к сети. Если взглянуть на использование передачи данных, то на глобальном уровне скорость увеличилась на 41%.
Смола, конопля или слой гуттаперчи — как ученые и бизнесмены пытались покорить морское дно
В 1839 году учёные Уильям Кук и Чарльз Уитстон явили миру свое изобретение — телеграф. В этом же году возникла идея создать линию связи через Атлантический океан. Тогда главным лоббистом этой идеи был Сэмюэль Морзе, человек, который известен многим по изобретению азбуки Морзе. Американский изобретатель реализовал задумку всего через три года. В 1842 году ему удалось проложить провод в гавани Нью-Йорк. К сожалению, триумф был недолгим — спустя короткое время кабель повредили местные «джентльмены удачи». Искатели приняли кабель за морское сокровище, поэтому разрезали его.
И хотя одними из первых «вредителей» в области телекоммуникаций были люди, они не являлись основным препятствием на пути развития подводных систем. Долговечность и прочность кабеля — эти проблемы требовали скорейшего решения. Чтобы изолировать провода, Морзе применял каучук и просмоленную коноплю. Однако этого было недостаточно.
К счастью, 1842-й год стал годом открытия смолы дерева Palaquium gutta. Её из Индии в Европу привез хирург Уильям Монтгомери. Материал под названием гуттаперча отличался эластичностью и высокой прочностью. Монтгомери видел в материале перспективу — можно было создавать хирургические инструменты. А вот ученому из Великобритании, Майклу Фарадею, пришла в голову идея использовать смолу как основу для изолятора.
К 1850 году в мире насчитывалось больше 50 телеграфных компаний, многие из них были заинтересованы проложить связь между континентами. Кому-то это удалось без проблем. К примеру, братья Джейкоб и Джон Воткинс Бретт, владельцы компании English Channel Submarine Telegraph Company, объединили связью Францию и Великобританию. Для этого они протянули провод по дну пролива Ла-Манш.
В этом же году инженер Фредерик Гисборн решил реализовать амбициозный проект. Канадский владелец телеграфной компании собрался создать коммуникацию на вдоль берега Америки. В планы входило проложить связь на северо-восточной его части. Таким образом можно было соединить Новую Шотландию и Ньюфаундленд. К сожалению, линия была нерентабельной, поэтому в 1853 году предприятие Гисборна закрылось.
Через год о проекте Гисборна узнал Сайрус Филд — бизнесмен, который занимался крупными финансовыми операциями и продажей бумаги. Предпринимателя заинтересовала идея проложить линию между Ньюфаундлендом и Ирландией, для этого он обратился за консультацией к Морзе, а также главе Национальной обсерватории в Вашингтоне, Мэтью Фонтейну Мори.
Бизнесмен основал компанию New York, Newfoundland & London Telegraph, его бизнес-партнерами стали Питер Купер, Моисей Тейлор и Маршал Оуэн Роберт. Параллельно предприниматель организовал Атлантическую телеграфную компанию в Лондоне. Благодаря этому Филд получил гранты от правительства Великобритании и США.
Лондон выделял 14 000 фунтов в год с последующим сокращением до 10 000, Вашингтон со скрипом выделял 70 000 долларов. Американское правительство волновал тот факт, что оба конца кабеля находились на подконтрольной Британии территории.
Человечество одержало победу, но это только начало
Проект кабеля через Атлантический океан одобрили. Первая попытка проложить трансатлантическую линию была проделана в 1957 году. Трос представлял собой медные провода в количестве семи штук. В качестве изоляции использовали латекс, гуттаперчу. Дополнительно провод защищало покрытие из просмоленной конопли. Внешняя оболочка спиралевидной формы состояла из металлической проволоки. Внушительный провод не сработал — он быстро износился и в конечном итоге произошёл разрыв.
Повторный заход в июне 1958 года провалился. Причиной стали тот же износ с последующим обрывом. В период с июля по август 1958-го прокладка кабеля была завершена. Навстречу друг другу отправилось два судна. «Агамемнон» и «Ниагара» пересеклись 29 июля. Они соединили кабели общей длиной 4000 км.
В середине августа было отправлена историческая телеграмма. Королева Виктория, которая правила в Великобритании на тот момент поздравила президента США Джеймса Бьюкенена с запуском линии. Она заявила о победе, отметив «большую международную работу». Передача 103 слов заняла 16 часов. Глава США отметил, что это «это триумф более славный, потому что гораздо более полезный для человечества, чем когда-либо завоеванный на поле битвы». Для передачи полного текста из 143 слов потребовалось 10 часов.
Занимательно, что для передачи короткого по современным меркам сообщения азбукой Морзе нужно было потратить столько времени. Сейчас скорость передачи данных — больше 200 терабит в секунду. Рекордсменом пропускной способности является провод MAREA, который проложили между США и Испанией. Совместный проект компаний телекоммуникационной компании Telxius и двух техногигантов Meta и Microsoft, который соединяет Бильбао и Вирджиния-Бич показывает результат 224 Tbps.